George Гуницкий | Рецензия на «Чернильные Песни для Белых Камней»

George Гуницкий (российский драматург, журналист, поэт, писатель; один из основателей рок-группы «Аквариум»)
НИК РОК — Н — РОЛЛ и АzZzA»Чернильные Песни для Белых Камней»В прошлом году, несмотря на круто и неуклонно нарастающую тотальную интервенцию интернета, было выпущено множество аудиоальбомов – они же диски, они же пластинки, они же релизы и синглы. Вроде бы почти все ведущие, наиболее достойные российские группы что-нибудь сделали, и громыхнули, как сумели, своими аудио творениями.

Ник Рок-н –Ролл (он же Ник Кунцевич) давным-давно, добрую тысячу лет и считается, и является одним из наиболее корневых деятелей русского панк-рока. Спорить с этими словами едва ли кто-нибудь осмелится. В тоже время, не знаю как кому, только мне трудно сказать, что же есть такое сегодня наш отечественный панк — рок.

Панк — он ведь таким у нас таким разным бывает — сибирский, уральский, ленинградско-петроградский и т.д. Вполне возможно, альбом «Чернильные Песни для Белых Камней» был бы совершенно другим или его вообще бы не было, если бы Ник не познакомился с Азатом Мухаметовым, который и сочинил, и записал замечательную, яркую, безупречно классную, отборную музыку для «Чернильных Песен…».Еще в записи принимали участие и другие музыканты, а на барабанах тут играет неведомый мне, но явно суперматерый барабанщик Max Gunter.

Неуемный, неутомимый маэстро Ник поет и придумал текст всех песен, кроме интродукции «Лесной царь» (стихи Гете в переводе В.Жуковского) , этот номер малым детям слушать, пожалуй, не рекомендуется… Мрачная, жутковатая баллада задает всему альбому особенный, пугающе драматический, ирреальный постмодерново — нонкомформисткий колорит. Что уместно вполне, ведь панк — это никогда не только стиль, но и особенная, жесткая форма восприятия мира. И всего того, что в мире этом пока еще имеется.

Песни на альбоме совершенно непохожи друг на друга. Диск, записанный без суеты и спешки на протяжении двух лет, получился удивительно цельным, разноплановым, электронная музыка без малейшего внутреннего напряжения соседствует здесь с лихой и бесшабашной панковской агрессивностью, с тяжелыми хардовыми риффами, с запоминающимися мелодичными гитарными проигрышами.

В самом начале – сказочно-магическое смурное интро «Лесной царь», в финале – апокалитическая кода «Нас называли люди». По ходу пьесы, то бишь альбома, следуют песни одна лучше другой. «В который раз», «Я расскажу», «Рыбы глаголят», «Читай как молитву» и т.д., центральная же песня на диске, мне кажется – «Я расскажу», неожиданно медитативная, в которой звучат слова, обращенные к Кристоферу Робину, драгоценные искренние слова о тайне, «которая никому не понятна». Очень хорош, пусть и скромен, зато элегантен и выразителен видеоклип на песню, записанный на диск и снятый режиссером Дмитрием Коробейниковым, это тот самый редчайший случай, когда в видеоматериале нет ничего лишнего, никакой ушловато — рыхлой попсухи и желтой гламурности, за последние годы незаметно проскользнувшей, просочившейся в изолированную от нее прежде зону русского рока.

Пространство альбома – похоже на сцену магического театра в «Степном Волке» Германа Гессе, куда вход был открыт только «для сумасшедших»; поэтому бравым, деловым и на все триста сорок процентов уверенным в себе девушкам и дедушкам слушать этот диск совершенно необязательно, а то и вредно даже может быть для психики и прочего здоровья. Николай Францевич уверенно, мастерски режиссирует на своем куске жизни или сцене собственного магического театра. Неожиданно, однако так точно и к месту звучит стих — романтический, завороженно – мистический, немного наивный стих о мире, «в котором нету зла», сочиненный Ником в совершенно досторические времена, когда ему было всего-то четырнадцать лет и когда его блуждания, кружения и завихрения среди многочисленных цветов зла находились еще так далеко впереди..

Вторая половина песен «чернильных» мрачнее, жестче, пронзительней и надрывней по настроению и по саунду, пожалуй, также, чем половина номер один. Только это не некий панкобразный звуковой хаос, который нередко возникал в русской панк-музыке в прежние годы, ( пусть и не у Ника, но у многих других исполнителей) здесь имеет место совершенно другой, очень профессиональный расклад.

Однажды мне приходилось писать обзор на одну из предыдущих пластинок мастера Кунцевича, тогда я написал, что она в музыкальном плане — «больше чем панк». Не могу не повторить эти слова и теперь: больше, чем панк и круче, чем панк. В самом деле то, что исполняет и записывает Ник, давно выходит за пределы какого- либо знакомого и привычного стиля. Это намного больше, это всегда сугубо по — своему. Вне каких –нибудь аналогов. Превосходен песенный сюрреализм Ника Рок — н-Ролла, сотворившего на пару с Азатом один из лучших российских музыкальных альбомов прошлого года.


Опубликовано

в